Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

научно-популярное кино

Энциклопедический словарь

Нау́чно-популя́рное кино́ - один из видов кино. Излагает в доступной широкому кругу зрителей форме основы различных наук, популяризирует достижения во всех областях знания. Впервые появилось в 1897.

* * *

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО - НАУ́ЧНО-ПОПУЛЯ́РНОЕ КИНО́, один из видов кино. Излагает в доступной широкому кругу зрителей форме основы различных наук, популяризирует достижения во всех областях знания. Впервые появилось в 1897.

Большой энциклопедический словарь

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ кино - один из видов кино. Излагает в доступной широкому кругу зрителей форме основы различных наук, популяризирует достижения во всех областях знания. Впервые появилось в 1897.

Гуманитарный словарь

НАУ́ЧНО-ПОПУЛЯ́РНОЕ КИНО́ - один из видов науч. кино, в общедоступной форме распространяющего знания. Н.-П. ф. рассказывают о развитии науки и техники, знакомят с их новейшими достижениями и проблемами, редкими явлениями природы и т. д. К Н.-П. К. принято относить кинопутешествия, ф. по иск-ву, о значит. событиях культурной жизни. Форма изложения многообразна: очерк, лекция, интервью, науч. публицистика и др.

Первые Н.-П. ф. в России возникли в 1910-х гг. и носили конкретно-науч. характер ("Динамомашина", "Инфузории" и др.). Они вызвали большой интерес, и решено было делать их для широкой публики. Н.-П. К. - специфич. явление культуры, возникшее на стыке науки и иск-ва. Оно служит целям воспитания и образования, активно влияет на мировоззрение. В СССР Н.-П. ф. приобрел особое значение в 1920-е гг. когда перед об-вом встали задачи ликвидации неграмотности, проф. обучения, роста общего образования. В это время значит. развитие получили т. н. "культурфильмы", дающие популярные знания по основам наук, культуры. В частности, эксп.-геогр. и этногр. ф. ("К берегам Тихого океана", "Вокруг Азии", "Камчатка", "В дебрях Уссурийского края" и др.), ф. на мед. темы ("Жизнь как она есть", "Аборт"), ф. о достижениях авиации, химии, станкостроения. Следует выделить ф. реж. В. Пудовкина и оператора А. Головни "Механика головного мозга" (1926), строго фиксировавший науч. эксперимент и знакомивший с теорией усл. и безусл. рефлексов.

В 1930-е гг. продолжается развитие Н.-П. биол. ф. ("В глубине моря", 1938; "Сила жизни", 1941, реж. А. Згуриди), ф., популяризировавших лит-ру и иск-во ("Государственная Третьяковская галерея", 1939; "Чайковский", 1940, реж. Я. Миримов).

В годы Вел. Отеч. войны Н.-П. К. было подчинено требованиям и нуждам фронта и тыла ("Грозное оружие", "Как бороться с зажигательной бомбой", "Как обеспечить светомаскировку жилого дома" и др.). Послевоен. Н.-П. К. разнообразно по тематике: наука, лит-ра, иск-во - и метражу: одно-двухчастевые, полнометр. и т. д. ("Повесть о жизни растений", 1947, реж. М. Каростин; "Они видят вновь", 1947, реж. Н. Грачев; "В. И. Суриков", 1947, реж. Ю. Желябужский; "Художник Федотов", 1950, реж. М. Клигман; "Искусство актера", 1948, реж. Ю. Юренев). Геогр. ф. продолжает выпускать реж. В. Шнейдеров ("В зарослях Волжской дельты", 1950), биол. - реж. А. Згуриди ("Лесная быль", 1950, позднее "Тропою джунглей", 1959, "Зачарованные острова", 1965), реж. Б. Долин ("Звериной тропой", 1947).

Основой Н.-П. К. все больше становится док., архив. материал, а не ср-ва игрового кино. В связи с освоением звука, цвета, усовершенствованием оптики перед Н.-П. К. открываются новые иссл. и эстетич. возможности. Крупнейшим науч. открытиям 1950-х гг. посв. ф. "Меченые атомы" (1955, реж. Шнейдеров), "Тайна вещества" (1956, реж. П. Клушанцев); освоению космоса - "Четвероногие астронавты" (1959, реж. В. Тихонов), "Человек вышел в космос" (1965, реж. Н. Косенко).

Создаются ф., посвящ. истории рев-ции, В. И. Ленину. Среди них - изв. трилогия сценариста Г. Фрадкина и реж. Ф. Тяпкина ("Рукописи В. И. Ленина", 1960; "Знамя партии", 1961; "Ленин. Последние страницы", 1963); "Александр Ульянов" (1963) и "Кровавое воскресенье" (1964, реж. Н. Левицкий). Авторы стремятся сочетать серьезную исслед. работу с образным осмыслением фактов истории.

Эстетика Н.-П. К. тесно связана с общим процессом развития киноиск-ва. Кинематогр. язык обогащается новыми выразит, средствами, широко используются не только ист. хроника и иконогр. мат-л, но и синхронная запись звука, скрытая камера. Информац.-лекц. тон текста уступает место острой публицистике и ярко выраженному авторскому отношению. С усилением влияния науки на жизнь об-ва как в материальной, так и в духовной сферах усилилось и внимание кинематографистов к науке, к процессам науч. творчества. Увеличился выпуск ф. для широкой аудитории, включающий обл. космонавтики, кибернетики, использование атомной энергии и т. д. С помощью Н.-П. К. зритель мог познакомиться с генной инженерией ("На пути к конструированию клетки", 1975, реж. В. Читинский), проследить за уникальными экспериментами с животными ("Язык животных", 1967, "Думают ли животные", 1970, реж. Ф. Соболев), за их естеств. жизнью и поведением ("Портрет казаха с беркутом", 1991, реж. Ю. Климов), заглянуть в тайны чел. психики ("Толкование сновидений", 1989, реж. А. Загаданский).

Н.-П. К. активно включается в экологич. воспитание, показывает результаты насилия человека над природой, нарушение экологич. равновесия в природе. Катастрофич. размеры загрязнения биоатмосферы требуют от нас принципиально иного отношения к живому миру, осознание острой необходимости борьбы за его спасение ("Синие атакуют планету", 1970, реж. А. Соколов; "Мираж", 1987, реж. Д. Дедов; "Жоктау. Хроника мертвого моря", 1989, реж. С. Азимов). Проблемы охраны природы оказываются также в центре ф. о геогр. путешествиях. Этногр. ф. становятся своеобразным средством изучения и сохранения культурного наследия, традиций, обрядов, ремесел и т. д. ("За северным ветром", 1970, реж. Л. Мери).

В 1970-80-е гг. Н.-П. К. ищет свое место в процессах науч.-техн. рев-ции. Кинематографисты расматривают науку, технику в соц. и филос. аспектах, соотнося то новое, что создается эпохой науч.-техн. рев-ции, с нравств. традициями и культурными ценностями ("Дорогами НТР", 1976, реж. В. Когай; "Генетика и мы", 1978, реж. Е. Саканян; "Компьютерные игры", 1989, реж. А. Сидельников).

Развивается Н.-П. К. для детей ("Удивительная история, похожая на сказку", 1966, реж. Б. Долин, и др.), выходит киножурнал "Хочу все знать". Цикл ф. исследует, как среда формирует детей и подростков, влияет на их нравств. чувства и представления ("Чужие в городе", 1970, реж. В. Пидпалый; "Добрый и злой", 1972, реж. Ф. Соболев). Н.-П. ф. выпускаются как на специализир. к/ст, так и на мн. др. студиях страны.

Лит.: Згуриди А. М., Васильков И. А. Науч. кино в СССР. М., 1959; Васильков И. А. Науч.-попул. ф., его предмет и функции // Науч. кино. М., 1960; Его же. Экран рассказывает о науке. М., 1977; Гурова Л. Л. Кино о науке. М., 1980.

Кадр из научно-популярного фильма «Знание и незнание». 1974. Реж. В. Когай

Кадр из научно-популярного фильма «Знание и незнание». 1974. Реж. В. Когай

Полезные сервисы